На протяжении 2019 года я отвечал на вопросы подписчиков, заданные ими в сообществе ВКонтакте. Решил их все объединить в один материал на сайте. Вот, что получилось.
Всегда рад ответить на ваши вопросы. Поэтому заходите, подписывайтесь и пишите в комментариях свои вопросы. Скоро будет вторая часть ответов.
Татьяна спрашивает: "У меня вопрос касаемо фотоаппаратуры - с чего начинали снимать, чем пользуетесь сейчас и т.д., и что бы вы посоветовали купить для домашнего обихода?)".
Моей первой фотокамерой была компактная камера Sony Cybershot DSC-W55. Это был год 2007, начало 2008. Точно не помню. Фотоархивы начинаются с 2008. Тогда зеркалках я вообще ничего не слышал. О съемке панорам не мечтал.
Пользовался этой камерой почти 4 года. В последние годы я вообще перестал брать эту камеру, поскольку пропал интерес. Она лежала в ящике стола, и ей мог пользоваться кто угодно, но только не я.
Позже стал пользовался другой фотокамерой – Samsung PL120. Вот с неё и началось панорамное дело. Я совершенно случайно начал снимать панорамы. Мне не хватало угла обзора камеры при пейзажной съемке, и я стал искать выход из этого положения. Узнал, что можно объединить несколько кадров в одно изображение. После создания нескольких панорам, я сильно втянулся в это дело. На эту камеру было снято 2 сферические панорамы, одна из которых была загружена на панорамный хостинг 360cities. Получилось не с первого раза.
В 2014 года по настоящее время снимаю на фотокамеру Nikon D7100. Покупал специально для съемки сферических панорам. Эта камера использовалась чаще в панорамной съемке, чем в съемках природы. В последнее время ситуация поменялась наоборот.
Советовать выбрать ту или иную фотокамеру сложно. В настоящее время технологии развиты настолько, что можно брать любую фотокамеру исходя из размера бюджета и планируемых задач. Я приверженец компании Nikon. Поэтому для домашнего обихода могу посоветовать камеры любительского уровня вроде D3300, D3400.
Мария спрашивает: "А что для тебя является музой? И почему ты начал заниматься фотографией?".
Отвечая на первый вопрос, скажу, что со мной рядом пока нет музы. Единственным источником вдохновения являются работы других фотографов и художников, как местных, так и зарубежных. А также для моего вдохновения немаловажны ваши лайки и другая активность в сообществах моего творчества.
Почему я начал заниматься фотографией? Наверное, это передалось мне по наследству. Мой отец увлекался фотографией в пленочные времена. До сих пор в сохранности фотоальбомы с черно-белыми фотографиями и фототеки с исходниками. Сохранился даже фотоувеличитель, который использовался для проецирования фотокадров на фотопленку.
Еще до того, как я взял в руки фотоаппарат, я любил рисовать всё, что понравится. Срисовывал автомобили с вкладышей жевательной резинки, самолеты с наклеек. По памяти рисовал насекомых ( бабочек, пауков), которых удалось когда-то увидеть либо вживую, либо с экрана телевизора или журналов.
В какой-то момент появилась фотокамера. Она была пленочной компактной и использовалась только в бытовых целях: для съемок в кругу родственников. А творческий подход в фотографии у меня появился с появлением моей первой цифровой фотокамеры, о которой я уже рассказывал в предыдущем ответе.
Один раз попробовал поснимать и втянулся в это дело. Похоже, что фотография для меня это единственное, в чем я могу выразить себя.
Serafima спрашивает: "Cъемка вашей мечты: кого или что бы вы сняли?".
Я мечтаю снять девушку с рыжими волосами с веснушками на лице и в рваных колготках в стенах какого-нибудь заброшенного строения. Это, конечно, шутка.
Поскольку моей основной деятельностью является панорамная фотосъемка и создание виртуальных туров, то основная моя мечта создать виртуальный тур масштабного объекта (фабрики или завода) с количеством панорам ~300-500 штук.
Кроме этой есть еще мечта снять то, чего раньше не снимал, а также то, что снимал и не удалось заснять: полярные сияния, метеоритные дожди и пейзажи за несколько тысяч километров от дома.
Ирина спрашивает: "Снимаете ли вы свадьбы, выписки из роддома, крещения и всякие торжества? Если что-нибудь из этого снимаете, скажите что вам нравится снимать?".
Свадьбы, если это не формат 360°, временно не фотографирую. Хочу уделить больше времени основному направлению: съемке панорам и созданию виртуальных туров. Кроме того, продолжаю заниматься пейзажной и репортажными съемками, и проводить фотосессии. Дни рождения, юбилеи, крещения, выписки из роддома снимаю только, если они приходятся на выходные или праздничные дни.
Юлечка спрашивает: "Здравствуйте, Сергей! Вы где то обучались искусству фотографии?".
Мое обучение искусству фотографии состояло только из просмотра обучающих видеороликов, курсов, статей и книг по фотографии, просмотра фоторабот других фотографов, а также постоянной практики и экспериментирования.
Не смотря на всё это я так и не научился искусству фотографии У совершенства нет предела. Поэтому я всё еще продолжаю учиться.
Юлечка спрашивает: "Здравствуйте, Сергей! У меня несколько вопросов:Заранее спасибо за ответы!))".
- Всегда ли Вы пользуетесь только ручными настройками фотоаппарата?
- Что Вас вдохновляет? В какие моменты хочется схватить фотоаппарат и делать снимки?
- Что для Вас сложнее снимать: пейзажи или людей?
1. Ручные настройки фотокамеры использую не всегда, но чаще всего. В моем арсенале есть несколько часто используемых мануальных объективов, с которыми не корректно работают режимы приоритета выдержки или диафрагмы. Поэтому колесо выбора режимов в моей фотокамере всегда установлено на "M".
2. Вдохновение нахожу в работах других фотографов. Камера всегда при мне. Только достаю её, когда вижу возможно получения удачного снимка. При возникновении съемочных ситуаций, о которых я уже писал в недавней статье, как только прихожу с работы, сразу же отправляюсь в места, которые нашел ранее.
3. Смотря как подойти к вопросу съемки. С одной стороны (технической) пейзаж снять легко, с другой тяжело — нужно постараться найти место, выбрать лучшее время для съемки, заставить себя встать рано утром, дойти до того места. Везение также будет не лишним.
Со съемкой людей немного иначе. Найти человека для фото просто, а вот с реализацией творческих задумок бывают трудности. Думаю, их можно преодолеть, если быть ближе к человеку. Первые снимки с людьми сразу после знакомства с ними не всегда отражают то, что хотел снять. Может, это со мной такое случается.
Юлечка спрашивает: "И ещё один уже не вопрос, скорее предложение или совет даже. Расскажите немного о себе, о личном, о том, как проходит Ваш день, когда Вы идёте на очередную фотопрогулку. Что берёте с собой, в какое время предпочитаете отправляться путь, как часто получается это делать и т.д. Откройте немного тайну об обработке фотографий, о том, как создаётся фото 360°. Не полностью, конечно, весь процесс, а в общем. Очень интересно почитать. Новичкам, как я, всегда интересно! Статья до/после очень понравилась, покажите, как Вы обрабатывали хотя бы одну фотографию, общие советы и рекомендации. Пригодятся так же советы о выборе фототехники. Был подобный вопрос от подписчицы, расскажите о своей технике, плюсы/минусы. О том, что мечтаете ещё приобрести.
Извините, что так без спроса влезла, может Вам и не нужно всё это. Мне очень интересна Ваша группа, Ваше творчество, хотелось бы побольше узнать обо всём этом!".
Спасибо за интерес к моему творчеству и этому сообществу. Мне 34 года, не женат, детей нет, второй половинки тоже, перфекционист, интровертированный экстраверт, работаю инженером по охране труда в сельскохозяйственной организации. Увлекаюсь и занимаюсь профессионально программированием, в том числе сайтостроительством (Delphi, SQL, PHP, JS, CSS, HTML и др.). Фотографирую, создаю панорамы, собираю виртуальные туры.
На фотопрогулку отправляюсь за 1-2 часа до рассвета или до захода солнца в зависимости от удаленности места, куда я собираюсь отправиться. Чаще всего бывают фотопрогулки и в течение дня (до 10 часов утра и после 15 часов дня). Фотопрогулки обычно пешие и включают в себя перемещение между запланированными локациями. Расстояние туда-обратно может составлять от 5-ти до 20 км. С собой беру фотокамеру, несколько объективов (один постоянный, два других на случай необходимости), штатив и различные аксессуары, которые не всегда могут пригодиться. Иногда штатив не беру, если этого не требует съемочная ситуация, а также могу ограничиться одним объективом. В неделю может быть от 2-4 фотопрогулок. Это зависит от моего творческого настроя.
Минусы фототехники появляются тогда, когда она не соответствует условиям задачи. Так что для выполнения своих задач, у моей фототехники есть незначительные минусы. К ним можно отнести пластиковый байонет китового объектива (который шел в комплекте с камерой), который вот-вот сломается, невозможность использовать мануальные объективы в съемках репортажа, где сюжет быстро меняется, и небольшой яркостный цифровой шум при ISO, более 200 ед. при съемке в пасмурную погоду или при недостаточном освещении. Поэтому в планах приобретение фотокамеры классом выше и нескольких объективов под свои задачи. Вот только эти планы не являются скорореализуемыми.
Юлечка спрашивает: "Откройте немного тайну об обработке фотографий, о том, как создаётся фото 360° Не полностью, конечно, весь процесс, а в общем"
Чтобы создать фото 360° помимо фотокамеры понадобится две вещи: штатив и панорамная голова. Панорамная голова служит для правильного позиционирования фотокамеры в пространстве, а штатив – для удерживания камеры и панорамной головы. Можно, конечно, обойтись без упомянутых двух вещей (я не раз обходился). Однако это усложнит процесс создания панорамы на этапе постобработки.
После установки штатива и закрепления фотокамеры на панорамной голове можно приступать к съемке. Разумеется, камера должна быть предварительно настроена под текущие условия освещенности, а автофокус на объективе – отключен после фокусировки.
Позиционируя камеру на панорамной голове по горизонтали или вертикали, делаются снимки. В зависимости от фокусного расстояния, съемка может вестись в несколько рядов. Например, если ФР=8mm, то достаточно будет отснять один горизонтальный ряд через каждые 60° (6 снимков) + по снимку на -90° и +90°; если ФР=18mm, то схема съемки будет следующей: по 12 снимков в 3 ряда -45°, 0°, +45° через каждые 30° + по снимку на -90° и +90°. Эти схемы применимы лишь в идеальных условиях съемки. На практике приходится снимать в несколько дублей или через меньшие интервалы поворота или наклона камеры.
После съемки следует этап постобработки отснятого материала и подготовка исходников для дальнейшего создания проекции (сборки) панорамы в таких программах как PTGui, Hugin, Autopano, Microsoft ICE. В подготовку исходников может входить и создание HDR-снимков, если этап съемки проходил в условиях большого перепада яркости сцены по всему кольцу 360°.
Полученная панорама подвергается постобработке и устранению дефектов, возникших на этапе сборки панорамы или при невозможности их устранения на этом этапе.
Если понадобится перевести панораму в среду VR, удобную для просмотра пользователем, то на этом этапе применяются конвертеры PanoVR (используемый и популяризируемый мной), krpano и др.
Более подробная информация по съемке и созданию панорам находится на моем сайте в разделе Статьи.