Виды перспективы, используемые в фотоискусстве

 Статьи по фотографии | Разное
 24.03.2023 |  11:44 |  4.8k |  5.0/2
 Время на чтение: ... |  Комментировать |  Напечатать
Содержание статьи
Возможно, Вас заинтересуют эти материалы
Самое читаемое
Перспектива – (в одном из значений – смотреть вдаль) это совокупность композиционных приемов, позволяющая передать объем и глубину трехмерного пространства на двумерной плоскости фотографии

Виды перспективы, используемые в фотоискусстве

Изображение

Вступление

Перспектива – (в одном из значений – смотреть вдаль) это совокупность композиционных приемов, позволяющая передать объем и глубину трехмерного пространства на двумерной плоскости фотографии, сохраняя при этом реальную картину пространства: ближние к зрителю объекты будут крупными (четкими, яркими, светлыми) и, дальние – мелкими (нечеткими, тусклыми, темными).

Для создания фотошедевра фотограф может использовать 6 видов перспективы.

Линейная перспектива

Линейная перспектива часто используется в пейзажной и архитектурной фотосъемке. Как понятно из названия, в основе перспективы лежат линии, как правило, параллельные, уходящие вглубь кадра и сходящие точке далеко на горизонте, называемой точкой схождения. Примером перспективы могут послужить уходящая вдаль автомагистраль, железнодорожные пути, линии электропередач, винтовая лестница, любые ограждения, ряды деревьев, фонарей, зданий и т.п.

В зависимости от положения линий и точки схождения, линейная перспектива делится на четыре вида:

Центральная – линии располагаются в центре кадра и занимают большую часть композиции, а точка их схождения видна отчетливо.

Боковая – линии и точка схождения смещены в сторону от центра.

Крайняя – линии и точка схождения находятся вблизи границы кадра.

Открытая – схождение линий происходит за кадром.

Самый распространенный тип линейной перспективы – одноточечная, когда линии в кадре сходятся в одной точке. Точек схождения может быть больше одной. Отсюда возникают двух/трехточечные линейные перспективы.

Примеры одноточечной перспективы можно найти в уходящих вдаль автомагистрали или железнодорожных путей.

Двухточечную перспективу вы найдете на перекрестках дорог, если посмотрите на угол перекрестка или здания, расположенного вблизи.

Если посмотрите на высокое здание, находясь у его основания или наоборот, с крыши вниз, то перед вами будет трехточечная перспектива.

Линейная перспектива легко может стать основой для других композиционных приемов. Её можно дополнить правилом третей, симметрией или тональной перспективой.

Перспектива уменьшения

Эта перспектива схожа с линейной. Я бы даже назвал частным случаем линейной перспективы. Если линейная перспектива строится на двух линиях и точке схождения, то в перспективе уменьшения все объекты расположены на одной линии.

В этом случае глубина в кадре передается за счет уменьшения схожих по форме объектов по мере удаления их от камеры. Такими объектами могут быть столбы линии электропередач; уличные фонари вдоль дороги; деревья, высаженные в ряд. Размеры этих объектов уже знакомы зрителю, поэтому он сможет почувствовать глубину снимка.

Воздушная перспектива

Прием воздушной перспективы чаще всего используют при съемке пейзажей. В отличие от линейной перспективы, рассмотренной в предыдущем посте, фотограф работает не с геометрией, а с контрастом и четкостью объектов.

Глубина пространства в кадре появляется благодаря постепенному изменению тонального контраста объектов по мере удаления их от камеры. Глядя на такие фотографии возникает ощущение, что она создана из нескольких слоев, наложенных друг на друга.

Способом достижения воздушной перспективы является съемка в условиях тумана. Туман подчёркивает объекты расположенные ближе к камере и скрывает всё, что находится вдалеке. Помимо тумана подойдут такие «ингредиенты», как дымка, пар, дым от костра, воздушная пыль.

Тональная перспектива

Тональная перспектива – термин, который относится к техническому аспекту, описывающему восприятие элементов и передачу глубины при помощи цветов и оттенков объекта. Она предполагает, что светлые или холодные тона (голубой, фиолетовый, зеленый) кажутся более удаленными от зрителя, в то время как тёмные или теплые тона (красный, желтый, оранжевый) будто находятся ближе. Это явление называют хроматической стереоскопией, оно успешно используется в живописи.

Описанный выше принцип передачи глубины на фотографии следует называть прямой тональной перспективой. Существует противоположное явление, называемое обратной тональной перспективой. Оно заключается в том, что объект, который находится на удалении от зрителя, кажется темнее ближайших к нему объектов. Например, снимок, на котором изображен силуэт человека, находящегося вдали, а передний план занят туманом.

Тональную перспективу легко спутать с воздушной из-за их внешней схожести. Тональная перспектива основана на изменении цветовых оттенков объектов в зависимости от удаленности от зрителя. Воздушная перспектива, в свою очередь, строится на изменении яркости и контраста объектов на различных расстояниях.

Способом достижения эффекта воздушной перспективы являются атмосферные явления: туман, дождь, снег и др., а в достижении тональной перспективы важную роль играют прозрачность и влажность воздуха, наличие ветра и пыли.

Для достижения эффекта тональной перспективы понадобятся:

  • Большое расстояние до объекта съемки.
  • Построение кадра с использованием нескольких планов (передний средний дальний).
  • Погодные и атмосферные явления (дождь, снег, туман, дымка, пыльные бури, метели).

Искусственная перспектива

Используя подход искусственной перспективы, фотограф приводит объекты на фотографии, находящиеся на разном расстоянии друг от друга, к одному масштабу. Вспомните фотографии туристов, подпирающих Пизанскую башню или давно приевшиеся фотографии невесты на ладони жениха.

Этот вид перспективы я еще не использовал в своих снимках. Поэтому не могу поделиться примерами своих фотографий.

В заключение можно сказать, что знание и умение использовать различные виды перспективы в фотографии является важным элементом для создания красивых и эффектных снимков. Линейная перспектива помогает добавить глубину и пространство в кадр, воздушная перспектива – создать ощущение глубины и дальности в ландшафтных и архитектурных фотографиях, а тональная перспектива используется для создания ощущения объемности и трехмерности в кадре. В итоге, правильно использованная перспектива может значительно обогатить ваши фото и сделать их более интересными и запоминающимися.

Теги:  перспектива в фотографии, перспектива, тональная перспектива, фотография, фотосъемка, воздушная перспектива, линейная перспектива
Об авторе

Сергей Дишук, фотограф-любитель и профессионал. Занимаюсь пейзажной, архитектурной, интерьерной, репортажной фотосъемкой, а также другими видами фотосъемки. Связал жизнь с IT, увлекаюсь программированием и разработкой программного обеспечения.

Занимаюсь панорамной фотосъемкой и созданием виртуальных 3D-туров более 8-ми лет. Имею опыт работы в программах Pano2VR, PTGui, Photomatix, Adobe Photoshop, Lightroom и других.

Реализовал некоторые фичи в проектах Pano2VR задолго до их официального появления. За всё время помог разобраться с Pano2VR более 5k пользователям, из них более 200 лично.

Оцените материал
Поделитесь материалом в социальных сетях
Материалы по теме статьи

У Вас остались вопросы по статье? Задавайте. Буду рад ответить на них в комментариях.

Если этот материал совсем не то, куда Вас привел поисковик, попробуйте выполнить поиск по сайту или введите запрос в строку ниже. Также Вы можете посмотреть другие материалы в разделе статьи.

Нет комментариев
Сейчас просматривают
Связь со мной и соцсети
Telegram
Viber
LinkedIn
ВКонтакте
 
Одноклассники
 
Instagram
 
Опрос
Оцените ваши впечатления от сайта?
Всего проголосовавших: 40
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0