Каждый фотограф должен уметь правильно располагать объекты в кадре. Благодаря композиции фотограф может привлечь внимание зрителя к конкретному объекту, в котором заложен смысл фотографии, или сделать снимок интересным динамичным. Эта статья для тех, кто хочет научиться приемам композиции, которые помогут значительно улучшить качество снимков.
1. Правило третей
Самое распространенное правило. Часто используется в пейзажной фотографии. Данное правило подразумевает размещение ключевых объектов снимка не в центре кадра, а на пересечениях линий, делящих снимок на три равные части по вертикали и горизонтали. При этом не обязательно, чтобы ключевые объекты снимка располагались строго в точках пересечения.
Пейзажный снимок, в котором линия горизонта делит снимок на равные половины, смотрится негармонично. Применив правило третей можно создать два гармоничных варианта снимка. В первом случае линия горизонта делит снимок на 1/3 земли и 2/3 неба, во втором наоборот – 2/3 земли и 1/3 неба. Вовсе необязательно всегда делить снимок в таких пропорциях. Главное — избегать расположения линии горизонта строго по средней линии кадра.
2. Ведущие линии
Прием композиции основан на присутствии на снимках явных линий, ведущих взгляд зрителя из одной точки в другую или к ключевому объекту снимка.
В качестве линий могут быть дороги, бордюры, тропинки, провода ЛЭП, ограждения и другие протяженные объекты.
3. Ритм
Ритмом в фотографии называется закономерное чередование композиционных элементов. Это могут быть линии, цветовые пятна и объекты, имеющие общие признаки (тип, род, форма).
4. Фрейминг или рамки
Прием подразумевает заключение ключевых объектов композиции в рамки.
В качестве рамок подходят оконные и дверные проемы, арки, обрамление ветками деревьев и элементами конструкций в городской среде.
5. Симметрия
Прием симметрии в кадре можно назвать нарушением правила третей, которое не рекомендует располагать объекты по центру кадра. Однако есть случаи, когда уместно размещать объект в кадре по центру.
Симметричные сцены часто встречаются в архитектуре: здания, мосты, площади.
6. Нечетное количество объектов
Правило подразумевает задействование в кадре нечетного количества объектов (кроме 1), что считается наиболее благоприятным для восприятия. Чаще всего на фотографиях помещают 3 объекта.
Этот прием можно встретить в живописи. Вспомните картины «Охотники на привале», «Тройка» В.Г.Перова.
При создании снимков вы не должны четко следовать тому или иному приему композиции. Любой из указанных приемов можно нарушить, чтобы в итоге получить интересный снимок. Также вы можете взять один из этих приемов и добавить к нему другие, например, Ритм + Правило третей или Фрейминг + Нечетное количество объектов.
В примерах, показанных в статье, есть фотографии, содержащие более, чем один прием композиции. Можете найти хотя бы одну такую. Напишите об этом в комментариях, приложив скриншот с ней.