Панорамным подходом в фотографии я называю создание снимка, с размером во много раз превышающего размеры снимка, которые зависят от размеров сенсора камеры. При этом подходе не подразумевается съемка панорам, хотя процесс съемки не отличается. Это возможность сделать такой же снимок, подобный тому, что может вместить в себя один кадр, только большого размера и разрешения.
Одним из преимуществ панорамного подхода является увеличение качества и разрешения изображения, что подходит для детализированной печати на холстах или баннерах большого размера.
Вам интересно, но вы пока ничего не поняли. Просто дочитайте статью до конца.
Немного о том, с чего всё начиналось.
Увлечение панорамной фотографией.
Мое увлечение панорамной фотографией началось с того, что мне стало не хватать рамок кадра тогдашней цифровой компактной камеры Sony Cybershot W-55. Я быстро нашел решение этой проблемы – стал объединять несколько снимков в один в программе Photoshop. Сначала по два снимка, а потом снимков было больше. Я настолько увлекся этим процессом, что не останавливаюсь до сих пор. Поменялось только оборудование и подходы к съемке.
Самое первое знакомство с панорамной съемкой состоялось, когда у меня был мобильный телефон Sony Ericsson k320i, софт которого позволял снимать панорамы. Я тогда, находясь в Мозыре у реки, попробовал создать первый панорамный снимок моста. К сожалению, снимок показать не смогу. Телефон уже не включить и, возможно, снимок не сохранился.
Когда я только начал увлекаться фотографией, я даже не думал, что стану снимать панорамы. Посмотрите, какими были мои панорамы, когда я начинал делать свои первые шаги в панорамном деле.
Сейчас я уже знаю о панорамах все. Мой уровень панорамного мастерства вырос настолько, что я могу раскритиковать свои старые работы, которые вы видели выше.
Вернемся к теме статьи. Я рассказываю о том, как сделать панораму не ради панорамы, а ради снимка высокой детализации. Я называю это панорамным подходом. Кто-то из вас, возможно, слышал о методе Бренайзера. Так этот метод на мой взгляд является частным случаем панорамного подхода.
Преимущества панорамного подхода.
Панорамный подход имеет массу очевидных преимуществ над съемкой в один кадр.
- Увеличение качества и разрешения изображения, что подходит для детализированной печати на холстах или баннерах большого размера;
- Увеличение глубины изображения за счет съемки на длиннофокусную оптику;
- Отсутствие привязки к фокусным расстояниям объектива, благодаря чему можно снизить вес фототехники и использовать для съемки 1-2 объектива;
- Возможность сфотографировать быстротечное явление без замены объектива на более подходящий для съемки в один кадр.
- Увеличение динамического диапазона. Можно снимать в программном режиме или в режиме приоритета диафрагмы.
Недостатки панорамного подхода:
- Необходимость в приобретении конкретной оптики;
- Необходимость в проведении дополнительных операций по сведению снимков и обработки;
- Необходимость в опыте.
Сфера применения панорамного подхода:
- Пейзажная съемка;
- Интерьерная съемка;
- Портретная съемка (по методу Бренайзера);
- Съемка панорам с небольшим углом обзора.
Вертикальные панорамы.
С недавних пор я стал практиковать съемку вертикальных панорам. К этому меня привел случай, когда забыл на съемку широкоугольный объектив Samyang 8mm. На объектив Samyang 8mm сцену можно было снять в один кадр, потом подправить дисторсию и обрезать лишнее.
Я сделал 3 снимка на 35mm-объектив в горизонтальной ориентации c рук. Объектив Nikor35mm/1.8G был единственным объективом с минимальным ФР из всех объективов, что я брал с собой. Штатива и ПГ с собой тоже не брал из-за дополнительного веса.
Затем я собрал панораму. Ее размер получился таким, что снимок можно было напечатать на холсте с размером 50 x 85 см (300 dpi) или 1,0 x 1,7 м (150 dpi) без растягивания. Далее последовало два кадрирования, после которого в сообществе был опубликован второй вариант панорамы. Вариант после первого кадрирования был больше похож на вертикальную панораму. Впервые его показываю (второй слайд в карусели выше).
На этом всё. Ниже привожу еще несколько примеров из съемки вертикальных панорам. И вовсе не из-за того, что я забыл какой-то широкоугольный объектив. Это уже был осознанный выбор. Все объективы, в том числе и широкоугольный, были с собой. Штатив я не брал, всё снимал с рук.