Создание сферических панорам - базовые знания

 О создании панорам | Фотосъемка и создание панорамных изображений
 13.02.2014 |  20:01 |  8.6k |  4.5/672 |  24.11.2018
 Время на чтение: ... |  Комментировать |  Напечатать
Содержание статьи
Возможно, Вас заинтересуют эти материалы
Самое читаемое
В этой статье рассказывается о сферических панорамах и даются советы по выбору оборудования для съемки.

Создание сферических панорам - базовые знания

Изображение

В этой статье я расскажу о сферических панорамах и дам советы по выбору оборудования для съемки.

Что такое сферическая панорама

Обычная фотография имеет ограниченный угол обзора и не способна передать 100% информации о месте съемки. Но если сделать серию из двух и более кадров одной и той же местности, а затем объединить их, можно получить широкоформатную фотографию, на которой помещается значительно больше деталей. Такая фотография называется панорамой.

Для полной передачи окружающего пространства используется панорама с углом обзора 360° по горизонтали и 180° по вертикали, называемая сферической панорамой. Она представляет собой проекцию на внутреннюю поверхность сферы, в которой зритель находится в центре. Он может вращать ее в любом направлении (а также приближать и отдалять) и видеть все, что там находится, получив полное представление, словно побывав на месте съемки. В силу своих особенностей, сферическую панораму можно просмотреть только на компьютере или мобильных устройствах. Объединив несколько сферических панорам, создав в них переходы из одной в другую, можно получить виртуальный 3D-тур.

Существует еще один вид 3D-панорам – цилиндрическая панорама. В такой панораме угол обзора по вертикали может составлять, например, 120°, а по горизонтали он равен 360°. В цилиндрических панорамах отличие от сферических панорам просмотр возможен только в горизонтальном направлении, т.е. нельзя посмотреть вверх на небо (или потолок в помещении) и вниз на землю (или пол в помещении). При съемке цилиндрических панорам не обязательно иметь панорамную головку. Они могут быть сняты даже без применения штатива.

Применение сферических панорам и виртуальных туров

В наше время сфера применения 3D-панорам и виртуальных туров очень широка. Они используются для рекламы торговых центров и магазинов, автомобильных и мебельных салонов, спортзалов и фитнесс-центров, кинотеатров и ночных клубов, баров и ресторанов, гостиниц и пансионатов, выставок и музеев.

Например, при бронировании номера в гостинице, если гостиница имеет сайт, а на сайте есть раздел с панорамами, человек может виртуально переместиться в гостиничный номер и ознакомиться с его интерьером, видом из окна и принять решение о бронировании номера.

Виртуальный тур по ресторану позволит посетителю, не выходя из дома, прогуляться по ресторану и выбрать тот или иной определенный столик, а затем заказать.

Широко используются виртуальные туры по городам. Они позволяют продемонстрировать улицы, парки, площади, здания и достопримечательности города.

3D-панорамы, сделанные с высоких точек, например с вертолета или воздушного шара (аэропанорамы), позволяют продемонстрировать зрителю местность с высоты птичьего полета во всей красе.

Оборудование для съемки сферической панорамы

Чтобы снять панораму в качестве основного инструмента понадобятся: фотоаппарат, панорамная головка и штатив. К дополнительному оборудованию можно отнести спусковой трос или дистанционный пульт для фотоаппарата, который поможет избежать шевеления камеры при съемке на длительных выдержках.

Фотоаппарат может быть любым: от обычной цифровой мыльницы до профессиональной зеркальной фотокамеры. Желательно, чтобы фотоаппарат имел возможность снимать в ручном режиме (М), то есть позволять задавать длительность выдержки и значение диафрагмы вручную. Кроме этого должна быть возможность блокировки или отключения автофокусировки. Возможность съемки в RAW может значительно облегчить создание панорам и повысить их качество.

Панорамная головка – это приспособление позволяет закрепить камеру на штативе таким образом, чтобы она вращалась вокруг нодальной точки объектива. Это нужно для того чтобы свести к минимуму эффект параллакса, который вносит некоторые сложности в процесс склейки панорамы из-за несовпадения соседних кадров.

Параллакс – это изменение видимого положения объекта относительно удалённого фона в зависимости от положения наблюдателя.

Нодальная точка – точка на оси объектива, расположенная в месте пересечения оптических лучей.

Штатив должен быть устойчивым, так как смещение панорамной головки во время съемки недопустимо. По большому счету, предпочтений нет, главное, чтобы штатив был удобным и надежным.

Выбор объектива для съемки

Главным критерием выбора объектива является угол обзора. Чем он шире, тем меньше кадров необходимо будет сделать, следовательно, меньше времени будет затрачено на их обработку и сборку эквидистантной проекции сферической панорамы.

Для съемки сферических панорам применяются следующие виды объективов:

  • Сверхширокоугольные объективы-фиксы (8 – 16 мм);
  • Широкоугольные зум-объективы на минимальном фокусном расстоянии (16 – 28 мм);
  • Объективы-фиксы и зум-объективы с нормальным фокусным расстоянием (28 – 35 мм).

Объектив типа Fisheye позволяет сделать минимальное количество кадров (3 – 8). С использованием стандартного китового объектива с фокусным расстоянием 18 мм, предстоит сделать три ряда (-45°, 0°, +45°) фотографий, по 12 кадров в каждом, так как шаг съемки равен 30 градусам, а также кадры зенита и надира – всего 38 кадров. Количество необходимых кадров, снятых сверхширокоугольным объективом с фокусным расстоянием, предположим, 17 мм, составляет 18.

В приводимой ниже таблице указано приблизительное количество фотографий, необходимое для создания 3d панорамы при разных фокусных расстояниях.

Фокусное расстояние Формат матрицы Количество фотографий*
4.5мм Fisheye FF (2)3+N
APS-C (2)3+N
8 мм Fisheye FF (2)3+N
APS-C 4+N
10 мм Fisheye FF 3+N
APS-C 6+Z+N
16 мм Fisheye FF 6+Z+N
APS-C 8+8+Z+N
12 мм FF 6+6+N
14-15 мм FF 6+6+Z+N
16-19 мм FF 8+8+Z+N
20-24 мм FF 8+8+8+Z+N
24-28 мм FF 10+10+10+Z+N
29-35 мм FF 12+12+12+Z+N

*Количество цифр означает количество рядов, значение цифр означает количество фотографий в каждом ряду.

Z – кадр зенита (верх)

N – кадр надира (низ)

Выделяют 2 основных вида фишай-объективов:

Полнокадровый фишай (full frame): на полученном кадре изображение занимает всю площадь, 180° угол зрения соответствует диагоналям кадра. Фокусное расстояние данных фишаев составляет 15-16мм (для APS-C матриц – 10,5 мм).

Циркулярный фишай – полученный кадр занят изображением не на всю площадь, а в пределах круга с углом обзора около 180° в любом направлении. Фокусное расстояние такого объектива составляет 5,6 – 8 мм, а для матриц APS-C – 4,5 мм.

В следующей статье я расскажу о настройке фотокамеры и другого оборудования к съемке сферической панорамы и о процессе съемки.

Теги:  Панорама, 3D-тур, штатив, fisheye, панорамная головка, Зенит, объектив, Надир
Об авторе

Сергей Дишук, фотограф-любитель и профессионал. Занимаюсь пейзажной, архитектурной, интерьерной, репортажной фотосъемкой, а также другими видами фотосъемки. Связал жизнь с IT, увлекаюсь программированием и разработкой программного обеспечения.

Занимаюсь панорамной фотосъемкой и созданием виртуальных 3D-туров более 8-ми лет. Имею опыт работы в программах Pano2VR, PTGui, Photomatix, Adobe Photoshop, Lightroom и других.

Реализовал некоторые фичи в проектах Pano2VR задолго до их официального появления. За всё время помог разобраться с Pano2VR более 5k пользователям, из них более 200 лично.

Оцените материал
Поделитесь материалом в социальных сетях
Материалы по теме статьи

У Вас остались вопросы по статье? Задавайте. Буду рад ответить на них в комментариях.

Если этот материал совсем не то, куда Вас привел поисковик, попробуйте выполнить поиск по сайту или введите запрос в строку ниже. Также Вы можете посмотреть другие материалы в разделе статьи.

Нет комментариев
Сейчас просматривают
Связь со мной и соцсети
Telegram
Viber
LinkedIn
ВКонтакте
 
Одноклассники
 
Instagram
 
Опрос
Оцените ваши впечатления от сайта?
Всего проголосовавших: 40
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0